Дорогие Соотечественники!
400 лет назад наша Родина была терзаема
страшной, невиданной доселе Смутой. Всё собранное на протяжении
веков ценой невероятных трудов и жертвенных подвигов народа,
оказалось на грани полного уничтожения. Обезглавленная страна гибла
от гражданской войны и внешнего нашествия, от растерянности и измены
правящего слоя, от равнодушия, ожесточённости, подозрительности,
взаимной ненависти, трусости, лжи, подлости и корысти, охвативших
все без исключения сословия.
Тогда среди всеобщего хаоса и безумия
прозвучал мужественный голос Предстоятеля Русской Православной
Церкви Святого Патриарха Гермогена. Именно он указал правильный путь
выхода из кризиса, взывая к Совести и провозглашая приоритет
главнейших ценностей человечества – Веры, Надежды, Любви,
Законности, Долга и Чести.
Призыв Патриарха был услышан патриотами
России, и освободительная борьба стала приобретать всё более чёткие
очертания. Правильные решения дались не легко и не сразу. Первое
Ополчение распалось вскоре после создания из-за внутренней
межпартийной вражды. И в дальнейшем даже самые великие, светлые и
героические свершения не обходились без ошибок, колебаний и грехов
отдельных участников. Но общее направление приложения усилий
оказалось верным, благодаря чему даже печальный опыт принёс пользу,
очищая патриотическое движение от случайных и ненадёжных людей и
вразумляя тех, кто заблуждался искренно.
В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде
начался сбор Второго Ополчения под водительством гражданина Козьмы
Минина и князя Дмитрия Пожарского. В середине февраля 1612 года,
когда в Москве, в темнице Чудова монастыря, угасавший от
нравственных и физических страданий святой Патриарх Гермоген –
главный вдохновитель сопротивления Смуте – в последние мгновения
своей земной жизни пламенно молился о России, Ополчение начало
победное шествие из Нижнего Новгорода в Ярославль. В апреле там был
создан Совет всея Земли, объединивший патриотические силы на началах
соборности.
18 августа (31 августа н.ст.) 1612 года,
совершив молебен у раки Игумена Земли Русской святого преподобного
Сергия Радонежского в Свято-Троицком монастыре, Ополчение Минина и
Пожарского двинулось на освобождение столицы, и уже на третий день
было у стен Москвы.
22 октября (4 ноября н.ст.) 1612 года –
в день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы – после
кровопролитных боёв русское воинство одержало решающую победу над
оккупантами, взяв Китай-Город, а 25 октября (7 ноября н. ст.)
очистило от иноземного владычества сердце Русской Земли – Московский
Кремль.
Народные вожди и воеводы, имевшие право
гордиться своими заслугами, могли пытаться самостоятельно решать
дальнейшую судьбу Отечества. Но они сумели возвыситься над
властолюбием и понять, что для подлинного и окончательного
прекращения Смуты необходимо ориентироваться не на собственные
мнения, не на партийные интересы, а на волю народа, выраженную
свободно избранными представителями регионов и сословий.
1 февраля (14 февраля н.ст.) 1613 года в
атмосфере необычайного духовного и патриотического подъема открылся
Великий Собор, участниками которого стали все Иерархи Русской
Православной Церкви и настоятели крупнейших русских монастырей,
вельможи и полководцы, служилые дворяне и казаки, представители
разных народов России, купцы, горожане и крестьяне из всех частей
Отечества. Пользуясь употребляемой ныне терминологией, мы имеем
бесспорное основание именовать Собор 1613 года, предопределивший
развитие России на века вперед, объединённым Земским и Поместным
Церковным, и в равной мере признавать и почитать как
государственное, так и духовно-каноническое значение его деяний.
Итоги Собора не были никем предрешены
заранее. Несмотря на единодушие в главном желании возродить
благосостояние страны, народные избранники вели между собой жаркие
споры по многим общим и частным вопросам. Однако, в конце концов, в
их среде возобладало чёткое стремление восстановить суверенную
Российскую государственность и независимую законную преемственную
власть.
21 февраля (6 марта н.ст.) 1613 года
Великий Собор окончательно утвердился в убеждении, что главным и
необходимым основанием для возглавления Российской Державы является
не красноречие, не преходящая популярность, даже не опытность и
героизм, сколь бы ни были важны эти качества для правителя, но –
безусловная легитимность и неоспоримая живая связь с предшествующими
эпохами истории Отечества.
Ближайшим законным наследником угасшего
Дома Рюриковичей был Михаил Феодорович Романов - сын томившегося в
польском плену Митрополита Ростовского Филарета, двоюродного брата
последнего Царя первой Русской Династии святого благоверного Феодора
I Иоанновича. Никаких личных заслуг у
16-летнего Михаила Романова, за которые его можно было бы «избрать»
в нашем нынешнем понимании этого слова, ещё не было. Но бесспорность
его наследственных прав создавала уникальный и драгоценный статус,
позволяющий ему стать надпартийным общенациональным Арбитром,
умиряющим исстрадавшуюся страну, и в дальнейшем передать эту роль
своим потомкам.
В Утвержденной Грамоте Великого Собора
1613 года о призвании на престол Дома Романовых простыми и ясными
словами изложены традиционные и гармоничные для нашего народа
принципы отношения к управлению страной, сформулировано понимание
взаимной ответственности государства и общества.
Узнав о том, что Россия обрела Законного
Царя, интервенты хотели лишить его жизни. Но бессмертный подвиг
костромского крестьянина Ивана Сусанина помешал замыслам
неприятелей. Глубоко символично и промыслительно, что в нашей
истории спасение юного Монарха, а в его лице – надежд всей нации на
избавление от постигших Отечество бед, связано не с громкой битвой,
не с именами знатных и сильных, а с самопожертвованием одного
простого человека.
14 марта (27 марта н.ст.) 1613 года в
Свято-Троицком Ипатьевском монастыре Костромы перед чудотворной
Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы прибывшая из Москвы
депутация объявила Михаилу Феодоровичу Романову и его матери
инокине Марфе постановление Великого Собора. Государь воспринял это
известие не с радостью, а с печалью и трепетом. Власть для него
являлась не желанным плодом, но тяжким Крестом, и он сомневался,
хватит ли у него сил нести столь высокую ответственность. Лишь
уговоры и увещевания Святителя Феодорита Рязанского заставили
Михаила Феодоровича смириться с мыслью, что он не имеет права
отказаться от священного долга, возложенного на него Божественным
Провидением и волей народа.
В мае Государь прибыл в Москву, и 11
июля (24 июля н.ст.) 1613 года Первоиерарх Русской Православной
Церкви Митрополит Казанский Ефрем венчал его на царство в Успенском
соборе Московского Кремля. Так началось правление Нашего Дома.
Труды Великого Собора 1613 года и
воплощение в жизнь его решений явились кульминацией народной
освободительной борьбы. Но полная победа над Смутой и её прямыми
последствиями была впереди. Значительные части территории страны ещё
находились под контролем разбойничьих шаек и иностранных
интервентов. Лишь к 1617-1618 годам русское воинство смогло, в
основном, очистить родную землю от неприятелей, а русская дипломатия
достигла заключения мирных соглашений с Польшей и Швецией.
Символическую черту под событиями
Смутного времени подвело возвращение 14 июня (27 июня н.ст.) 1619
года на Родину из польского плена отца Царя Михаила
I – Митрополита Филарета (Романова). После
его законного избрания на Патриарший престол Русская Православная
Церковь обрела Кормчего. Великий христианский идеал Симфонии –
неслиянного и нераздельного сослужения духовной и светской властей –
получил тогда в возрождённой России одно из своих лучших воплощений.
***
С тех пор Наш Дом управлял Россией 304
года. В трагическом 1917 году, теми же февральскими днями, в которые
некогда завершал свои заседания Великий Собор 1613 года, в Отечестве
началась Революция, причинившая неисчислимые страдания всем – не
только ее прямым жертвам, но и ее творцам.
За три века правления Дома Романовых в
России было много успехов, достижений и побед. Мы вправе с честью
вспоминать вклад Нашей Династии в историю Родины. Было также много
серьёзных ошибок, досадных просчётов и тяжких грехов. В них Мы
каемся перед Богом и просим прощения у Народа за себя и за своих
Предков.
Царская Россия в 1917 году, конечно, не
являлась государством всеобщего благоденствия. Однако Революция
отнюдь не упразднила ни бедности, ни несправедливости, ни
жестокости, ни развращённости нравов. Напротив, она лишь многократно
усилила низменные инстинкты и пороки, прославляя насилие и уничтожая
без пощады религиозные морально-этические устои и благие обычаи,
служившие прежде ограничением для торжества зла.
Чудовищный эксперимент построения
некоего нового общества на основе безбожия и тоталитаризма потерпел
неизбежный крах. Но, к сожалению, семена материализма, обильно
посеянные за десятилетия господства богоборчества, продолжают давать
ядовитые всходы, и их плоды зачастую оказываются едва ли не ужаснее,
чем при коммунистическом режиме. Пока мы находимся лишь в самом
начале преодоления Второй Великой Смуты.
Обрести правильный курс невозможно без
обращения к опыту предшествующих поколений. Юбилеи различных
исторических событий даны нам не столько для того, чтобы устроить
очередное веселье, сколько для осмысления прошлого и извлечения из
него уроков.
100 лет назад, в 1913 году, юбилей
окончания Смутного времени XVII века был
широко и пышно отмечен преимущественно как 300-летие ЦАРСТВОВАНИЯ
ДОМА РОМАНОВЫХ. Казалось, торжества продемонстрировали нерушимость
Империи и неподдельное единение Царя и Народа. Однако, спустя менее
четырех лет, Россию постигла новая, еще более страшная, затяжная и
всеобъемлющая Смута. В ХХ веке наша Родина дважды пережила полное
крушение государственности, территориальной целостности, всей
системы устоев и идеалов.
Осмысление этих событий должно привести
нас – людей Третьего Тысячелетия – к правильным выводам.
Нам необходимо глубоко проникнуться
мыслью, что мы празднуем 400-летие подвига нашего великого
многострадального Народа. В первую и главную очередь – это не
чествование династии, иерархов, военачальников, дипломатов и
аристократов, сколь бы ни был весом их вклад в общенациональную
борьбу, но прославление мужества, самопожертвования и любви простых
людей – крестьян, горожан, монахов, служилых дворян и казаков, с
Божией помощью освободивших и возродивших нашу страну.
Поэтому особенно важно, чтобы
празднование 400-летия преодоления Смуты состоялось на самом высоком
государственном уровне, красиво, смело и уверенно. Современная
власть России уже совершила мудрый акт, установив праздник
Народного Единства в день победы осенённого чудотворной Казанской
иконой Божией Матери Ополчения гражданина К. Минина и князя Д.
Пожарского. Тем самым признана ключевая роль событий Смутного
времени для всероссийской цивилизации. Верю, что никакие
предрассудки, внешнее вмешательство и ложные идеологические догмы не
воспрепятствуют дальнейшему неуклонному обращению властей к
живительным истокам патриотического самосознания.
Пренебрежение славой Отечества немыслимо
в великих державах. Но сколь бы ни было положительным отношение
государственных деятелей и учреждений к празднованию 400-летия
преодоления Смуты, оно останется безжизненным, если инициатива не
будет исходить от самого Народа. При самых благих намерениях одна
лишь официальность может иссушить любое торжество и лишить его
подлинно национального значения. Только осознание всеми
соотечественниками важности исторического наследия в состоянии
поставить юбилей событий четырёхвековой давности на службу Родине в
настоящем и будущем.
Святой Русской Православной Церкви,
которая, помимо исполнения своей главной и универсальной
душеспасительной миссии, в самые тяжкие периоды неизменно остается
нерушимым оплотом защитников Родины, по праву принадлежит
центральное место в праздновании 400-летия общенародной победы над
Смутой. Каждое Богослужение, совершаемое в память о деяниях той
эпохи, воздает славу Спасителю, соединяет нас молитвой с предками,
защищавшими свою страну с Его Именем на устах, и наполняет наши души
благоговением перед таинством Воскресения России. Великой духовной
радостью для всех верных чад Православной Церкви может явиться, если
будет на то воля Божия, прославление нашим Священноначалием в лике
святых участников преодоления Смуты, сочетавших в себе героизм и
гражданские добродетели с несомненным христианским благочестием.
Совместно с Церковью все традиционные
Конфессии, представители которых храбро сражались плечом к плечу с
православными соотечественниками, вознесут Богу благодарственные и
поминальные молитвы в соответствии со своими религиозными
установлениями.
Для гражданского общества во всем
многообразии его граней юбилей окончания Смутного времени
содействует укреплению духа согласия и единения. Среди нас,
независимо от вероисповедания, национальности и происхождения, нет
почти никого, кто не имел бы предков, внесших свою лепту в изживание
потрясений XVII века. Главные победители
Смуты пользуются почитанием со стороны людей самых разных
политических взглядов. Оценивая жизненный путь святых и героев
прошлого, все мы должны понять, что и сегодня нам необходимо
научиться находить не то, что разобщает, а то, что сближает нас,
уважать, слышать и понимать друг друга, не изощряться во взаимных
обвинениях, а совместно искать пути преодоления трудностей и
бедствий.
В сфере науки и культуры всенародный
юбилей способен дать мощный импульс исследованиям и находкам,
реставрации и воссозданию памятников истории и духовности, рождению
новых творений поэзии, прозы, живописи, ваяния, зодчества, музыки и
других родов искусства, развитию народных ремесел и спортивным
достижениям.
Вооруженные Силы и все государственные
учреждения, обеспечивающие поддержание обороноспособности и порядка,
найдут в событиях Смутного времени примеры доблести и чести,
необходимые для укрепления воинского духа.
На международной арене празднование
400-летия возрождения государственности упрочит положительный образ
страны, умеющей помнить и чтить своих героев. Друзья и союзники
получат подтверждение силы нашего духа, а конкуренты - напоминание
о бессмысленности попыток уничтожить нашу Державу.
Не лишено празднование юбилея и
серьёзной экономической составляющей. Разумная организация
исторического туризма, интенсивность которого возрастает в связи со
знаменательными датами, всегда способствует хозяйственному развитию
регионов, а тактичное использование символов и образов славного
прошлого поможет продвижению продукции любой отрасли отечественной
экономики
Всё перечисленное – лишь часть того, что
может принести нашей Родине празднование 400-летия окончания Смуты.
И, нисколько не приуменьшая значение символических государственных,
церковных и общественных актов, мы обязаны выделить и поставить
во главу угла социальное и просветительское наполнение юбилея.
Мемориальные сооружения, заявления и
парады, научные конференции и праздничные гуляния не тронут сердца
современников и потомков, если мы не сумеем объяснить значение
событий Смутного времени и их связь с жизнью всех последующих
поколений. Необходимо использовать потенциал, заложенный в нашем
прошлом, для патриотического воспитания молодежи. Издание книг,
создание фильмов, распространение информации в Интернет-пространстве,
учреждение в честь выдающихся личностей премий и стипендий для
поощрения успехов учащихся, преподавателей и ученых – эти формы
увековечивания памяти великих сынов и дочерей Отечества сейчас более
своевременны, чем установка бронзовых и мраморных памятников.
Огромное число людей в нашей стране ещё
живёт в крайне стеснённых условиях, и у них, вместо воодушевления,
возникнет тяжёлое чувство, если они увидят помпезные мероприятия, но
не ощутят внимания к своим нуждам. Конечно, мемориальную работу и
решение социальных проблем неверно противопоставлять друг другу, ибо
без почтительного отношения к делам предков невозможно сохранить
национальное достоинство и обеспечить благосостояние народа. Но
между символической и повседневной сторонами жизни должен
соблюдаться разумный баланс, соответственный обстоятельствам нашего
бытия. И, как явствует из опыта благотворительности в Российской
Империи, во многих случаях праздничный, мемориальный и социальный
аспекты можно прекрасно совместить.
Я призываю всех, кто имеет желание и
возможность внести пожертвования на достойное празднование юбилея
400-летия преодоления Смуты и других юбилеев, большую часть этих
средств направить на помощь бедным, сиротам, больным, инвалидам,
престарелым и бездомным. Каждому из Святых Подвижников, Монархов,
Иерархов, Героев и Вождей, которых мы желаем почтить, и чьими
именами мы назовём различные программы милосердия, будет гораздо
радостнее в Небесном Царствии, если мы воздвигнем им памятники не
только на улицах и площадях, но, в первую очередь, в душах людей.
***
400-летие окончания Смутного времени –
это юбилей подвига Народа, и только так должен
восприниматься. Но как ошибочно сводить этот праздник к
династическим или сугубо церковным торжествам, так неправильно
недооценивать колоссальный вклад в победу православного духовенства
или пытаться обойти молчанием всенародное призвание на Царство
Законной Династии. Нам пора понять, что историю нельзя постоянно
рассматривать с политических позиций, видеть во всём какую-то
подоплёку и угрозу прочности своего положения, опасаться
поучительных примеров и искажать факты по очередным партийным
шаблонам.
Святая Церковь в лице Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Архипастырей и Пастырей
уже много сделала и продолжает делать, чтобы мы знали Правду и
постигали величайший духовный смысл испытания, ниспосланного нашим
предкам Богом в XVII веке.
Мне же, со своей стороны, представляется
важным повторить в связи с великой Годовщиной моё осмысление миссии
Дома Романовых в современном мире.
Российский Императорский Дом, по милости
Божией, сохранился на своих исторических духовных и правовых
началах. Оказавшись в вынужденном изгнании после Революции 1917
года, мои дед и отец – Государи Кирилл Владимирович и Владимир
Кириллович – не дали угаснуть свече легитимной династической
преемственности и обеспечили существование Дома Романовых как
исторической институции. Глава Императорского Дома – это не
«претендент на престол», как некоторые ошибочно полагают, а
наследственный возглавитель фамильной корпорации, хранящей идеи и
традиции тысячелетнего монархического Государства-Семьи.
Императорский Дом, отрекшийся от
монархического принципа, также немыслим, как немыслима Церковь,
отказавшаяся от веры в Бога. Предать вечные идеалы наших Предков в
угоду той или иной временной конъюнктуры с моей стороны было бы
низко, лицемерно и недостойно. Уверена, что это понимают не только
те, кто разделяет мои убеждения, но и те, кому они чужды.
Я исповедую, что Легитимная
Наследственная Монархия является единственным Богоустановленным
государственным строем и убеждена в её совместимости с любой эпохой,
естественности и пользе для нашей многонациональной страны. При этом
я понимаю, что сейчас и в обозримом будущем восстановление Монархии
преждевременно и категорически отвергаю возможность Реставрации
вопреки воле Народа. Только свободное, осознанное и законно
оформленное всенародное волеизъявление правомочно дать новую жизнь
государственному строю, существовавшему в России с 862 года по 1917
год.
Мною и моим сыном и наследником Великим
Князем Георгием Михайловичем, также как основателем Нашей Династии
Царём Михаилом I Феодоровичем и
последующими Всероссийскими Государями, власть воспринимается не как
вожделенная награда, а как бремя, несение которого, кроме
невероятного напряжения всех жизненных сил, причиняет множество мук,
разочарований и скорбей тем, на кого оно возложено. Если, в
неисповедимых путях Божиих, мы или наши законные Наследники окажемся
призванными народом к царскому служению, мы не изменим данной нами
клятве и не отречёмся от нашего долга. Но глубоко несправедливы те,
кто пытается приписать нам стремление к власти.
Дом Романовых старается по мере сил
приносить пользу Отечеству при любом государственном строе, в любых
условиях, и будет это делать впредь.
Считая своей главной целью служение
всенародному единству, Династия по принципиальным соображениям не
участвует ни в каких формах политической борьбы. Это не мешает
Императорскому Дому иметь собственную гражданскую позицию по
актуальным вопросам.
Будучи по своей природе внепартийной
исторической институцией, Дом Романовых открыт для диалога и
сотрудничества со всеми соотечественниками, независимо от их
религиозной, национальной, политической и любой иной принадлежности.
Твёрдо придерживаясь своей Веры и своих принципов, Российский
Императорский Дом свободно провозглашает и отстаивает их, но никому
не навязывает своих взглядов и готов общаться и работать с людьми
иных убеждений ради блага Родины и укрепления межконфессионального,
межнационального и общегражданского мира и согласия.
Если кто-то и испытывает к нам
предубеждение, то сами мы не считаем своими противниками никого. Все
соотечественники, даже причиняющие нам грусть и боль, всё равно наши
братья, сестры и дети – члены великой Семьи.
По моему глубокому убеждению, нашим
общим девизом должны стать слова святого Императора Николая
II Страстотерпца, сказанные в самом начале
Катастрофы ХХ века: «То зло, которое сейчас в мире, будет ещё
сильнее, но не зло победит зло, а только любовь».
Мировоззрение, заключенное в этих
словах, жило в делах героев Смутного времени, было путеводной
звездой в самые страшные для Отчества годины и навсегда останется
главным залогом преодоления любых распрей и смут.
На подлинном собственною Ее
Императорского Высочества рукою подписано:
МАРИЯ
Дано в Мадриде,
17 февраля/1 марта 2012 года
в день 400-летия страдальческой кончины
Священномученика Патриарха Гермогена
С подлинным верно:
А.Н. Закатов
директор Канцелярии Е.И.В. |