Трудно себе представить что-нибудь,
превосходящее по своей скандалезности отвратительное зрелище современных
диктатур — совершенно независимо от их направления. Сталин, Гитлер — эту
постыдную двойку вряд ли когда-нибудь удастся вытравить со страниц летописей
зла и греха, в которые погружен мир, продавший права своего культурного
первородства за чечевичную похлебку громких, “красивых” фраз о свободе
народа, о демократии, и где на деле не оказалось ни свободы, ни народа, ни,
тем более, демократии. Просто стыдно настаивать на этом — до такой степени
правда здесь бьет в глаза. Еще постыднее теперь говорить что-нибудь против
монархии в ее прошлом, особенно против гуманнейшей и демократичнейшей в мире
русской монархии. Впрочем, и теперь, когда монархия подорвана и ослаблена
разрушительно-революционной и лжедемократической пропагандой, тем, что
французы выразительно именуют “начинением черепной коробки”— даже в
ослабленном всевозможными конституциями виде, монархия сохраняет невыразимую
привлекательность и красоту. Те, кто переезжали границы Англии или Бельгии,
испытывали это на своем личном опыте — и всегда с новой силой.
В наше время низости и бесчестья, время великой
подлости и презренной трусости, когда наживаются громадные капиталы на чужой
крови и на чужих страданиях, монархия, как в ее прошлом, так и там, где она
сохранилась в настоящем, представляется как бы образом чести и чистоты.
Причину этого хорошо уловил и указал Шопенгауэр.
Дело в том, что сама идея монархии есть
настолько святая и чистая идея, что лицу, ее в данный момент представляющему
и воплощающему — пусть самых скромных умственных и духовных возможностей —
нечего ни желать, ни стяжать в этом мире: как правило, монарх стоит вне
корыстных и личных побуждений... Мелкие житейские слабости и прихоти здесь
не идут в счет. Конечно, речь здесь идет о наследственной, династической
монархии, типа, например, древних восточных монархий. Стоит вспомнить
великих египетских фараонов, монархов Месопотамской долины, индусских,
японских, китайских монархов — как сразу перед нами встает могучий и
прекрасный образ союза и “симфонии” Трона и Алтаря, союза, которому
решительно все, чем отрадно и оправдано человечество перед лицом вечности,
обязано своим происхождением. Наоборот, там, где монархия дискредитируется
диктаторским принципом и где монарх властвует не “Божией Милостью”, но
“многомятежным человеческим хотением” (по дивному выражению гениального и
грозного Царя Ивана Васильевича), там сейчас же начинаются чудовищные и
вопиющие злоупотребления, связанные с понижением и потускнением мистического
ореола, которым славится и держится в душах подданных монархия. Впрочем, и
кесарско-военно-выборный принцип в императорском Риме и в Византии выставлял
блестящие таланты и дал миру много первоклассных культурных ценностей — тех
ценностей, которыми мы по сей день питаемся и красуемся.
Нынешним “диктаторам” как до звезды небесной
далеко даже до этой падшей и деградированной формы монархии.
А.И.Герцен в знаменитом месте “Былого и Дум”
сказал, что для радикальной молодежи его времени слово “республика” имело
“моральный смысл”. Подобного рода утверждения могли иметь место вследствие
безграмотного в философском отношении смешения “морали” с “морализмом” —
случай сознательной недобросовестности — весьма нередкий в среде “светлых
личностей” — мы оставляем в стороне. Дело известное: “морализм” в те времена
— да и в наше тоже — был темным, кровожадным, бесчеловечным Молохом,
пожиравшим в качестве жертв бесчисленное множество культурных ценностей и
человеческих жизней. И здесь не мораль служила человеку, но человек служил
морали — и притом обязательно в виде какого-нибудь социально политического
императива — хотя бы в виде социалистической республики (коммуны). И здесь
тоже не социализм и республиканизм служили человеку, но человек служил
социализму и республиканизму. Такое состояние умов и душ надо
охарактеризовать как грубейшую и худшую форму идолопоклонства. Грубейшей эта
форма была по той причине, что ею отрицались важнейшие формы культурной
жизни: положительная религия, искусство, право, честь, семья, родина. Худшей
формой идолопоклонства был этот социальный республиканизм по той причине,
что он приводил к полному отрицанию тех же самых идеалов, которые он
провозгласил — да еще с заменой идеалами противоположными: вместо свободы
дал полное и неслыханное ни в какие времена порабощение, вместо братства —
лютую взаимную ненависть, террор и холодное равнодушие к судьбе ближнего (и
это еще — в лучшем случае), вместо равенства — такую социальную
дифференциацию и экономическое неравенство, при котором внутри одной и той
же нации возникали новые породы избранников (“особая кость, особое
миропомазание” — по циническому признанию Е.Кусковой), ничтожная кучка
которых получала право жизни и смерти над основной массой населения. И это —
по принципу партийного конфессионализма, составлявшего что-то вроде
лжецеркви... Ну словом, картина, теперь отлично известная и изведанная вдоль
и поперек...
От всего этого удерживала кроткая и любящая рука
Отца-Монарха, не только озабоченного материально-культурным обеспечением
подданных-детей, но еще и стремившегося облегчить им достижение высшего
духовно-религиозного идеала. Последнее было тем более важно, что этот высший
духовно-религиозный идеал был одновременно и источником высших
культурно-творческих ценностей, которыми оправдана и отрадна человеческая
жизнь на земле, та самая жизнь, которая по причине падшего состояния
человеческой природы слишком часто склонна превращаться в ад. Этот ад в
течение всей истории человечества очень часто принимал обличие утопизма и
социально-революционного республиканизма. Вот почему так важно было
существование в социально-национальных коллективах тех лиц, которых Святой
апостол Павел назвал “удерживающими” и относительно которых он выразился в
том смысле, что им подобает воздавать должное: “урок, дань, честь, страх”. И
перед мечом “удерживающего”, каравшего так мягко и снисходительно, трепетали
только нарушители Богом установленного порядка... Прочие же, то есть
огромное большинство, чувствовали себя под крепкой охраной отеческой руки и
могли беспрепятственно работать и спать спокойно — покуда по грехам нашим и
по неисповедимым судьбам Божьего смотрения о мире “удерживающий” не был взят
— быть может для того, чтобы люди поняли, какую бесконечную ценность
представляет кроткая отеческая власть Божьего помазанника и его союз с
Алтарем, от которого помазанник черпал свою власть, силу и право. Алтарь же,
Церковь Божия, есть вместе с тем и Народ Божий, которого гласом и согласием
поставлялся Царь и строилась Земля. Вот почему можно и должно сказать, что
прав был знаменитый В.О.Ключевский, объявивший Русскую Монархию самой
демократической из монархий. К этому надо прибавить, что Русская Монархия
была и самой прогрессивной. Все в Великой Империи, что содействовало личному
благосостоянию ее граждан и благу общественному — все было создано Царями и
их правительствами — от железных дорог до школ, университетов, больниц и
мелиорационных пунктов. Одно Царское правительство строило из мрамора и
бронзы — и как строило, и как выстроило! Это видно из того, что по сей день
никаким усилиям врагов внешних и внутренних не удалось разрушить великой
Державы со всеми ее чудесами — ибо многое из того, чем кичатся коммунисты,
было задумано и частично осуществлено еще до них – и при том без крови, слез
и стонов, а с веселием и радостью, какими сопровождается свободный труд.
“Осени себя крестным знаменем, православный русский народ, и призови Божие
благословение на твой свободный труд, залог твоего личного благосостояния и
блага общественного”.
Будем твердо верить, что эти слова
Освободительного манифеста, которым Царь Освободитель и Мученик Русской Идеи
даровал свободу своему Народу — еще раз будут произнесены при освобождении
от стократ горшей неволи — от неволи коммунистической.