Понедельник, 27 марта 2017 г.   

  
 
 
  
  

Как вступить в Российское
Монархическое
Движение?

(нажмите, чтобы узнать)

 

 

Газета Российского Монархического Движения

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100

 

 

eServer.ru :: Хостинг-оператор #1
 

RB2 Network Member

 

 

 

 
 
НОВОСТИ / 2002 / ФЕВРАЛЬ / 07


Принцип соборности в программных документах современных монархистов-легитимистов 

Политический аспект религиозно-философского идеала

Олег Кавыкин

 

  Для исследования данного вопроса1 нам следует обратиться к документам современных российских монархистов-легитимистов2, создающих ныне свою партию (на III съезде Российского политического Монархического Движения (далее РМД. - автор) было принято решение о создании Российской  Монархической  Партии)3. Кроме того, представляется целесообразным обращение к документам Российского Имперского Союза-Ордена (РИС-О) - организации монархистов-легитимистов, созданной в 1929 г. русскими эмигрантами в Париже4, а также привлечение документов, размещенных на сайте газеты "Монархист". Использование в данном исследовании этих документов обусловлено тем фактом, что на сайте РМД размещены ссылки на вышеупомянутые интернет-ресурсы; следовательно, владелец сайта РМД считает, что вышеперечисленные организации являются дружественными и исповедуют сходное мировоззрение. О таком содружестве организаций свидетельствует и наличие совместных заявлений РМД и РИС-О по некоторым вопросам5.

Для понимания современных источников представляется целесообразным рассмотреть то, как формулировался данный принцип в XIX в. Н.А. Бердяев пишет: "Целостность христианского Востока противополагается рационалистической раздробленности и рассеченности Запада. Это впервые было формулировано И. Киреевским и стало основным русским мотивом, вкорененным в глубинах русского характера"6. Н.О. Лосский характеризует взгляды И.В. Киреевского следующим образом: "Цельность общества, сочетающего личную свободу и индивидуальные особенности граждан, возможна только при условии свободного подчинения отдельных личностей абсолютным ценностям и при их свободном творчестве, основанном на любви к цельности, к церкви, к своему народу, к своему государству и т.п."7. Разработанный А.С. Хомяковым принцип церковной соборности, позволяющей достичь истины, сформулирован Н.О. Лосским следующим образом: "Таким носителем истины является только церковь в целом. Были еретические соборы, говорит Хомяков, например тот, который дал начало полуарианству. Внешне они почти не отличались от вселенских соборов. Почему же они были отвергнуты? Единственно потому, что их решения не были признаны всеми верующими как голос церкви"8. Б. Гройс пишет: "Соборность и есть эта церковная компонента сознания (определяемая таинством причастия), которая в качестве бессознательного или подсознательного определяет мирскую установку разума"9. Позже эти взгляды были трансформированы В.С. Соловьевым в представление о всемирной идее как всеединстве10. Он дает следующее "формальное определение идеи": "Она есть полная свобода составных частей в совершенном единстве целого"11. Эти же, славянофильские по происхождению, воззрения отразились в оценке Соловьевым права: "Право, по Соловьеву, есть исторически подвижное определение принудительного равновесия двух нравственных интересов личной свободы и общего блага"12.

В документах монархистов-легитимистов идеал соборности воплощен в образе сакрализованной монархической власти. В программных принципах РМД монархия называется "единственным естественным государственным строем, имеющим Божественное происхождение", особа монарха провозглашается "священной", а общество, организуемое монархической властью, называется устроенным "по образу и подобию Царства Небесного"13. Устав РИС-О гласит: "° 15. ...Только одна Самодержавная власть Царя, надклассовая и внепартийная, где единодержавие ограничено не волею партийных вожаков, но нравственным законом Церкви и Волей Божией, полностью соответствует учению Спасителя"14.

С точки зрения монархистов-легитимистов, на законного монарха возлагается функция арбитра, способного добиться такого согласования интересов разных социальных групп, при котором будут полностью исключены конфликты между ними и, следовательно, будет обеспечена и целостность страны, и права социальных групп, и свобода индивидов. Программные принципы РМД гласят: "Монархия обеспечивает подлинную свободу, согласуя волю большинства и волю меньшинства. Монархия не есть "власть народа", а власть для Народа. Признавая права личности, монархический строй признает также и права Народа, и Государства. ... Монархический строй позволяет успешно сочетать максимальную свободу с максимальной твердостью государственных институтов в отстаивании национальных интересов. Он "обеспечит порядок внутри страны и полное примирение всех слоев ее населения, целостность государства и его надежную защиту от любых посягательств". ... Социальный строй Российской империи должен быть основан на принципе соблюдения прав и интересов всех групп населения и разрешения противоречий независимым авторитетом Монарха. Социальное сотрудничество в рамках арбитрирующей Императорской системы принципиально исключает социальную борьбу, обеспечивает согласование интересов различных групп населения, реализуя их стремления к общей пользе всего Российского Народа и Государства"15. Устав РИС-О содержит следующую информацию относительно применения данного принципа внутри организации: "° 64. На всех ступенях Имперской иерархии должен соблюдаться принцип Соборности. ... Подобно тому, как наши Князья совещались со своими дружинниками, а наши Государи - со своими боярами, должностные лица РИС-О совещаются о всяком важном вопросе со своими ближайшими сотрудниками"16.

На первый взгляд вышеозначенные принципы (принцип признания прав меньшинства, ассоциирующийся с "демократией" и принцип соборности) исключают друг друга. В том, что т.н. "права человека", в их "западнической" трактовке, не являются доминирующим элементом рассматриваемого мировоззрения, мы можем убедиться, обратившись к принципам редакции газеты "Монархист": "В то же время "Монархист" отвергает такие демократические предрассудки, как: следование воле большинства, почитание народа источником власти, противопоставление интересов государства и личности, отделение религии от государства. ... Т.н. право наций на самоопределение - есть один из вреднейших постулатов демократической пропаганды, предназначенный, по всей вероятности, для развала государства"17. Идеал соборности в определенной степени противостоит идеалу "прав человека", абсолютизируемому западным или прозападным индивидуализмом. Однако, как это следует из процитированных выше фрагментов, принцип соборности подразумевает наличие разных точек зрения на стадии обсуждения того или иного решения; следовательно, пресловутый "плюрализм мнений" и "права человека" (если они не угрожают государству, обществу и правам других людей) не только не противоречат данному принципу, но, напротив, должны пониматься как необходимое условие реализации принципа соборности в сфере политического регулирования общественных отношений.

 Примечания:

Вернуться1
Автор не состоит ни в одной из упоминаемых в статье организаций и выражает свое личное мнение по этому вопросу. Точка зрения автора может не совпадать с точкой зрения представителей упоминаемых в статье монархических организаций.

Вернуться2
Монархисты-легитимисты - сторонники возвращения к власти династии Романовых. Главой Российского Императорского Дома они считают Великую Княгиню Марию Владимировну, ее наследником - Великого Князя Георгия Михайловича.

Вернуться3
Долженкова И. III съезд Российского политического  Монархического Движения Российские монархисты будут создавать политическую партию. Взято 5-го июня 2001 с World Wide Web.
Ссылки на документы, размещенные в сети Интернет, даются в формате, предложенном Американской Психологической Ассоциацией (the American Psychological Association).

Вернуться4
Устав Российского Имперского Союза-Ордена. Взято 19-го августа 2001 г. с World Wide Web: Устав.

Вернуться5
Немирович-Данченко К.К., Фёдоров Г.А. Недопустимо! Заявление Российского политического Монархического Движения и Российского Имперского Союза-Ордена. 8 декабря 2000 г. Взято 5-го июня 2001 г. с World Wide Web.

Вернуться6
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма М., 1997. С. 265.

Вернуться7
Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. М. Советский писатель, 1991. С. 24.

Вернуться8
Там же. С. 35.

Вернуться9
Гройс Б. Россия как подсознание Запада // Утопия и обмен. М., 1993. С. 250.

Вернуться10
Об интерпретациях соборности см.: Гройс Б. Россия как подсознание Запада // Утопия и обмен. М., 1993. С. 245-259.

Вернуться11
Соловьев В.С. Красота в природе // Избранные произведения Ростов-на-Дону. "Феникс", 1998. С. 291.

Вернуться12
Белый А. Священные цвета // Символизм как миропонимание М. Республика, 1994. С. 206.

Вернуться13
Монархия как институт и фигура Монарха // Программные принципы Российского  Монархического политического Движения. Взято 25-го апреля 2001 г. с World Wide Web.

Вернуться14
Устав Российского Имперского Союза-Ордена. Взято 19-го августа 2001 г. с World Wide Web: Устав

Вернуться15
Государственный строй // Программные принципы Российского Монархического Движения.. Взято 25-го апреля 2001 г. с World Wide Web; Основы социального строя // Программные принципы Российского  Монархического Движения. Взято 25-го апреля 2001 г. с World Wide Web.

Вернуться16
Устав Российского Имперского Союза-Ордена. Взято 19-го августа 2001 г. с World Wide Web: Устав

Вернуться17
Наши принципы. Взято 19 сентября 2001 г. с World Wide Web

РУССКИЙ ЖУРНАЛ  (Религия и общество)
http://religion.russ.ru/society/20020207-kavikin.html

 
     

хостинг: eServer.ru